Развитие памяти и внимания у детей: 66 упражнений

Развитие памяти и внимания у детей: 66 упражнений

Развитие памяти и внимания у детей: 66 упражнений
СОДЕРЖАНИЕ

Упражнения для развития внимания и памяти с помощью букв

Упражнение 1

Данное упражнение довольно простое и хорошо подходит для разминки. Вы (я обращаюсь к родителям) называете букву, а ваш ребенок должен назвать на эту букву город.

В…О…К…П…Т…У…М…У…К…Н

Упражнение 2

Второе упражнение похоже, только ваш ребенок теперь должен назвать не город, а название птицы или животного.

Г…В…Л…Т…Н…Д…И…К…Я…Е

Упражнение 3

В данном упражнении вашему ребенку уже потребуется сконцентрироваться. Ведь теперь буква, которую вы назовете, должна быть по счету второй. Например, была названа буква У. Следовательно правильным ответом будет МУЗЫКА, ПУЛЬТ или ДУБ и т.д.

А…Г…Д…Е…Л…К…О…Н…Ю…Ж

Развитие памяти и внимания у детей: 66 упражнений

Упражнение 4

Здесь же нужно уже придумать слово, в котором названная буква будет находиться третьей по счету.

Допустим, вы назвали букву Т. Правильный ответ – ГИТАРА, СЕТКА и т.д.

Р…Н…И…Ф…А…М…Е…У…О…Г

Упражнение 5

Это упражнение немного сложнее предыдущих. Здесь названная буква должна присутствовать в слове 2 раза. Например, для буквы Е правильными ответами могут быть МЕТЕОР, ВЕНЕЦИЯ и т.д.  

У…И…О…Е…А…П…Р…С…Т

Взрыв

Обычно для каждого упражнения даётся строго определённое время для его выполнения. Но, я считаю, это неверный подход. Берите столько времени для решения упражнения, сколько вам необходимо, но не более 5 или 6 минут. Более подробно о том, почему я против фиксированного времени, объясню чуть позже.
 

А теперь переходим к следующей группе упражнений, которые связаны с цифрами. 

Особенности

Многие считают, что развивать память взрослому человеку ни к чему, потому что основы заложены с детства и, если с ребёнком не занимались, ничего исправить уже нельзя. Это частично может касаться речи или мышления, но только не способности запоминать и воспроизводить информацию. Её можно и даже нужно тренировать на протяжении всей жизни.

В молодом возрасте

С 20 до 30 лет память ухудшается чаще всего из-за черепно-мозговых травм, перенесённых инфекций, нездорового образа жизни, психотравмирующих факторов. Злоупотребление алкоголем, хроническое недосыпание, проблемы в отношениях и на работе — всё это отрицательно сказывается на функционировании мозга. Чтобы исправить ситуацию, в первую очередь надо привести в порядок свою жизнь.

В среднем возрасте

С 30 до 40 лет взрослые начинают развивать память чаще всего с целью самоусовершенствования, чтобы больше и лучше запоминать пласты информации, необходимые для успешного продвижения на работе. Это отлично помогает справляться со всеми возложенными обязанностями и попутно повышает IQ, так как подобные методики работают над улучшением ещё и мыслительных процессов. Для этого возраста можно посоветовать достаточно сложные для освоения современные мнемотехники вроде «Джордано».

Серьёзные проблемы начинаются с 40 до 50 лет. В организме происходят гормональные изменения, запускаются процессы старения, замедляется метаболизм, что не лучшим образом сказывается на функционировании мозга. Самое время заняться развитием своих способностей, или с каждым годом ухудшение будет только прогрессировать: провалы будут всё более глубокими и затяжными. В день нужно уделять этому уже не менее 15 минут.

В пожилом возрасте

Если взрослые своевременно занимались развитием памяти и успели к 50-летнему рубежу добиться на этом поприще определённых успехов, они почувствуют, насколько это было полезно. Во-первых, проблем обнаруживается гораздо меньше, чем у тех, кто никогда не слышал о мнемотехниках и нейробике. Во-вторых, это отличная профилактика старческого склероза и маразма, болезней Альцгеймера и Паркинсона.

Если регулярно (=ежедневно) выполнять упражнения, даже после 60 можно ходить в магазин без списка продуктов и по памяти спокойно набирать телефонный номер сына или дочери. Чем больше времени уделять этому в пожилом возрасте, тем эффективнее будут работать используемые методы. Но по поводу их выбора лучше проконсультироваться с врачом.

Упражнения для развития внимания и памяти с помощью цифр

Прежде чем перейти к этим упражнениям, мне бы хотелось рассказать, где и когда появились первые современные цифры. Думаю, это будет интересно вам узнать. Обычно в учебниках истории нам сообщают, что история современных цифр началась в арабских странах, но это неверно. Древние египтяне и сирийцы пользовались цифрами, которые были очень неудобны и трудны для запоминания и тем более для решения даже простых математических задач.

Чуть позже, примерно во II веке до нашей эры, появились свои цифры и у древних китайцев, но и эти цифры также были трудны для запоминания. И только много позже, в 480 году, в Индии появились первые современные цифры. Когда арабы завоевали Индию, они и взяли эти цифры для своих математических расчётов.

Позднее, когда арабы завоевали Испанию, индийская система цифр появилась и в Европе. Но ещё несколько столетий завезённая из Индии система цифр вела «борьбу» с неудобными римскими цифрами и только в конце XVI века окончательно привилась в Европе. Видите, какая интересная история с цифрами. А сейчас переходим к упражнениям.

Упражнение 6

73926

39024

Упражнение 7

Упражнение 8

В этом упражнении вам нужно запомнить порядковые номера и числа. Затем листком бумаги закройте все цифры слева, а справа напишите то, что вы запомнили

Чуть позже вам будут предоставлены четыре вариант, с помощью которых вам будет легче запоминать цифры.

Развитие памяти и внимания у детей: 66 упражнений

Упражнение 9

Для этого упражнения необходимо 12-13 спичек или столько же палочек. Мама (папа) бросает на стол спички или палочки и через несколько секунд закрывает их газетой или платком. Затем вы должны сказать, сколько спичек или палочек лежит под газетой или платком.

Упражнение 10

А сейчас я попрошу родителей достать 9 монеток, но все монеты должны быть разные, допустим, 1, 5, 10, 20 и 50 копеек. Затем, не показывая детям, бросьте монеты на стол и через какое-то время накройте их платком и спросите сына (дочь). Первый вопрос: сколько монет находится под платком? Второй вопрос: какие это монеты? Если дети ответят неправильно, то повторите это упражнение ещё раз.

Упражнение 11

Следующее упражнение необычно. Необычность заключается в том, что для решения этого упражнения нам необходимо логическое мышление. Первая верхняя строка с цифрами проста в решении, и вы выполните её без труда. Но над второй и третьей строчками вам придётся немного поразмышлять. Задача: подумайте и впишите, в клетки какие цифры подходят после цифр — 9, 14 и 19.

Ответ к этому упражнению находится в конце статьи. Но я напомню, если вы действительно хотите развить свою память, то ни в коем случае не смотрите ответ без предварительной работы.

Существуют несколько вариантов для запоминания цифр, и я хочу предложить вам четыре, на мой взгляд, самых продуктивных варианта.

Первый вариант вам хорошо знаком – это многократное повторение цифр. Единственно, что хотелось бы добавить к этому, во время повторений не отвлекайтесь, т. е. максимально сконцентрируйте своё внимание. Обычно номер телефона имеет 7 цифр, например 1896095. Первое, что посоветую, разделить эти 7 цифр на три группы, так легче запоминается — 189 60 95. Сначала запомните первые три цифры с помощью многократных повторений. Затем следующие две цифры и, наконец, последние две. А теперь упражнение.

Упражнение 12

Номер телефона для запоминания: 307 51 28. В течение нескольких секунд посмотрите на первые три цифры. Затем закройте глаза и постарайтесь мысленно увидеть эти три цифры. Далее максимально внимательно посмотрите на следующие две цифры, вновь закройте глаза и просмотрите своим внутренним взором эти цифры. И в заключение последние две цифры – сначала запомните визуально, а потом уже с закрытыми глазами.

Второй вариант для запоминания цифр связан с какими-то хорошо знакомыми вам датами, например дни рождения, номерами автобусов, которые ездят по вашей улице, номером вашего дома и т. д. Давайте возьмём любой номер телефона, чтобы на примере я мог объяснить вам эту технику. Допустим, следующий номер телефона: 1526439.

Вы прекрасно знаете и помните, что ваша сестра родилась 15 апреля. Апрель можете забыть, а вот число 15 оставьте, потому что это первые цифры телефона, который необходимо запомнить. Следующие две цифры 26 запомнить очень просто, потому что по вашей улице ходит автобус под № 26. Цифру 43 даже и запоминать не надо, потому что вашей маме 43 года.

И наконец, последняя цифра 9, это номер дома вашего друга, к которому вы ходите почти каждый день. Итак, что у нас получилось. Как видите, вам даже не надо запоминать эти цифры, а только вспомнить в правильной последовательности четыре даты, а именно: день рождения вашей сестры, номер автобуса, который ходит по вашей улице, сколько лет маме и номер дома, где живёт друг.

Упражнение 13

1612279

После прочтения номера телефона вспомните, пожалуйста, все даты, которые вы хорошо знаете. Допустим, дни рождения ваших родных, друзей. Номер вашего дома, сколько лет вашей кошке, собаке, попугаю и т. д. Примените их для запоминания этого номера телефона.

Третий вариант для запоминания цифр мне нравится больше всего, и я им постоянно пользуюсь. Но для этого варианта нам понадобится уже эмоциональная память. Вначале этот вариант покажется вам немного сложным, но через две, максимум три недели вы его осилите и без проблем будете хорошо запоминать не только номера домашних или рабочих телефонов, но и номера мобильных телефонов, которые, как известно, имеют больше цифр.

Способ запоминания заключается в следующем. Каждую цифру вам необходимо представить в каком-либо образе. Я имею в виду образе животного, птицы или предмета. Хочу предложить вам следующие образы, которыми мне приходится пользоваться в своей практике.

Цифра 0 — ассоциируется у меня с обыкновенным яйцом. То есть когда вам необходимо запомнить цифру 0, вспомните яйцо. 

Цифра 1 — ассоциируется со стрелой. 

Цифра 2 — похожа на гуся.

Цифра 3 — если её повернуть, то напоминает рога.

Цифра 4 — почти топор.

Цифра 5 — пятиконечная звезда.

Развитие памяти и внимания у детей: 66 упражнений

Цифра 6 — вишня (ягода или дерево вишни).

Цифра 7 — коса (косить траву).

Цифра 8 — у математиков этот знак означает бесконечность (если положить эту цифру по горизонтали). У меня цифра 8 ассоциируется с бесконечностью.

Цифра 9 — похожа на крючок.

Прежде чем запоминать какой-то номер телефона с этой техникой, я вас очень попрошу сделать следующее. Сначала вы одни поучите соответствие, т.е. какая цифра соответствует тому или иному образу (предмету, животному или птице). А затем попросите ваших родителей, чтобы они вас проверили, насколько хорошо вы запомнили это соответствие.

Ну что же, давайте возьмём любой номер телефона и с помощью третьего варианта, в котором участвует эмоциональная память, попробуем его запомнить.

Упражнение 14

236 64 10

Сначала переведём цифры в слова, а затем, чтобы легче их запомнить, придумаем небольшой смешной рассказик. Наша первая цифра 2, что в переводе на слова означает гуся. Вторая цифра 3 означает рога. Третья цифра 6 означает вишню. Четвёртая цифра также 6, снова вишня. Пятая цифра 4 – это топор, шестая цифра 1 – стрела и, наконец, последняя цифра 0 означает яйцо.

гусь пролетал через вишню, то вряд ли бы вы это запомнили, потому что это нормально, привычно. Но так как мы с вами написали необычно – гусь с рогами (в природе этого не бывает), то это и запомнится вам надолго, если не навсегда. Когда я пользуюсь этой техникой, то всегда закрываю глаза и мысленно представляю текст, и это запоминается лучше и быстрее. Попробуйте и вы так.

Для закрепления пройденного материала возьмём ещё один номер телефона. Попробуйте уже самостоятельно запомнить номер этого телефона, но обязательно с помощью техники из варианта 3.

Развитие памяти и внимания у детей: 66 упражнений

Упражнение 15

958 76 57

Четвёртый вариант для запоминания цифр связан с цветом. Этот вариант я считаю немного сложноватым, так как внутренним взором необходимо увидеть цифру и определённый цвет, который соответствует данной цифре. Предлагаю вам способ, который я периодически использую при запоминании цифр и номеров телефонов.

Цифра 0 — ассоциируется у меня с белым цветом.

Цифра 1 — с жёлтым цветом.

Цифра 2 — с оранжевым.

Развитие памяти и внимания у детей: 66 упражнений

Цифра 3 — с красным.

Цифра 4 — с голубым.

Цифра 5 — с синим.

Цифра 6 — с фиолетовым.

Цифра 7 — с зелёным.

Цифра 8 — с коричневым.

Цифра 9 — ассоциируется у меня с чёрным цветом.

Принцип работы варианта 4 абсолютно такой же, как и в варианте 3, но с той лишь разницей, что в варианте 3 мы цифры переводили в слова, а в варианте 4 цифры надо перевести в цвет. Прежде чем приступить к следующему упражнению, попрошу вас очень хорошо запомнить соответствие цифры с цветом.

Упражнение 16

795 31 04

Сначала необходимо перевести цифры в определённый цвет, а затем, чтобы запомнить эти цвета, придумаем смешную фразу. Первая цифра 7 соответствует зелёному цвету. Вторая цифра 9 – это чёрный цвет. Третья цифра 5 означает синий цвет. Четвёртая цифра 3 соответствует красному цвету. Следующая цифра 1 означает жёлтый цвет.

Предпоследняя цифра 0 соответствует белому цвету, ну и, наконец, последняя цифра 4 означает голубой цвет. А теперь, чтобы хорошо запомнить соответствие, сочиним с помощью этих слов что-нибудь смешное. Начинаем. По зелёной траве бежала чёрная собака, с синим ошейником. А навстречу в красных тапочках летел жёлтый цыплёнок, в белой куртке и голубых штанах.

Методики

Провальными оказываются все три ситуации. В итоге память будет неизменно ухудшаться и с каждым годом всё больше и больше. Поэтому всем взрослым нужно знать, какие методики по её развитию созданы для людей, которым уже за… А их на самом деле не так уж и мало:

  • мнемотехника;
  • нейробика;
  • пальчиковая гимнастика;
  • речевые зарядки;
  • скорочтение;
  • онлайн-тренажёры;
  • тестовые и игровые задания;
  • обычные упражнения на развитие памяти;
  • мобильные приложения.

Развитие памяти и внимания у детей: 66 упражнений

Помимо этих эффективных методик можно использовать чудо-средства народной медицины и инновационные технологии современной. БАДы, витаминные комплексы, таблетки, улучшающие работу мозга и укрепляющие познавательные психические процессы, вкупе с вышеперечисленными способами позволят запоминать и воспроизводить гигабайты полезной информации. Ну и, конечно, не забывайте, что всё это не будет иметь эффекта, если не нормализовать образ жизни и не следить за своим здоровьем.

Упражнения для развития внимания и памяти с помощью слов

Я бы мог вам сразу предложить первое упражнение со словами, но будет более правильно, если вы сначала узнаете немного об истории букв и слов. Думаю, это будет интересно и полезно для вас. Около четырёх тысяч лет тому назад в Древнем Египте уже были созданы знаки, которые назывались клинописью, а чуть позже иероглифами.

С помощью этих знаков можно было передавать какую-либо информацию. Данная система была очень сложна и громоздка. Однако иероглифы стали преддверием алфавита. Но в 1706 году до нашей эры Египет был захвачен гиксосами (в переводе с арабского означает «правители-пастухи»), и эта оккупация продолжалась более 150 лет.

Как такое могло случиться, что плохо вооружённые кочевые племена гиксосов смогли победить самую сильную армию того времени – армию Египта? К сожалению, это для нас так и останется загадкой. И тем не менее благодаря гиксосам и появилась первая в мире азбука. А произошло это следующим образом. Изучая египетские иероглифы, они додумались составить из них буквы.

А теперь несколько пожеланий. Чтобы эта статья принесла вам как можно больше пользы, читайте её не спеша, тщательно думайте над каждым упражнением, над каждым заданием, и тогда к вам придёт успех. Почти каждый день нам приходится запоминать какие-либо слова или фразы в школе, на работе или просто на улице.

И чтобы вы быстро и надолго это запомнили, необходима какая-то система или методика, с которой вы познакомитесь далее. Безусловно, запоминание информации зависит от характера и, главное, от типа темперамента человека. Напомню, все люди делятся на четыре типа темперамента, это флегматики, меланхолики, сангвиники и холерики.

Задания на слова нужно выполнять не спеша, ваш помощник читает все слова от начала и до конца. Вы внимательно слушаете и запоминаете. Затем он снова читает, но только первое слово, второе же слово вы должны назвать самостоятельно.

Упражнение 18

Мама – кухня, папа – диван, стол – табуретка, футбол – мяч, гитара – музыкант, море – пляж, стакан – стекло, вилка – ложка, снег – зима, обои – стена, машина – дорога.

Упражнение 19

Если в предыдущем упражнения все пары по смыслу были похожи, то в данном упражнении вам уже предлагаются не связанные по теме понятия.

Палатка – кот, вешалка – озеро, малина – дорога, носок – сахар, мама – книга, интернет – сапоги, обезьяна – очки, вертолет – насос, гора – двор, хоровод – школа, гвоздь – машина.

Упражнение 20

Развитие памяти и внимания у детей: 66 упражнений

Это упражнение поднимет у вас и ваших детей хорошее настроение. Знаю по опыту, когда я предлагаю его детям, то всегда слышатся веселье, шум и смех. Для этого упражнения необходимы как минимум два человека. Суть задания в следующем. Сначала первый участник называет какое-нибудь имя, например Маша. Затем второй участник повторяет имя Маша и называет еще одно, допустим Валера.

Следовательно первый участник повторяет два имени и продолжает цепочку. Проигравшим считается тот, кто не сможет повторить все имена цепочки по порядку. Небольшая подсказка: чтобы упростить запоминание хотя бы своих слов (имён), называйте имена ваших родных, друзей, соседей, знакомых, и тогда вы выиграете это задание.

Упражнение 21

Это упражнение идентично предыдущему, но только вместо имён вам необходимо называть слова из флоры и фауны. Напомню моим читателям, что по древнеримской мифологии флора является богиней всех растений и цветов, а фауна богиней животных и птиц. Небольшой совет: перед началом этого упражнения вспомните все ваши любимые цветы.

Затем вспомните цветы, которые растут в вашем доме, у ваших родных и друзей. Далее припомните, каких животных вы обожаете больше всего, и вот в этой последовательности и называйте сначала цветы, затем животных. Обязательно не забудьте про собаку – самое лучшее животное на свете. И последний совет: после того как ваш партнёр назовёт цветок или животное, мысленно представьте этот цветок или животное. Постарайтесь увидеть его размер, окраску, запах, и тогда вы правильно запомните последовательность слов от вашего партнёра.

А теперь я обращаюсь к помощнику. Чтобы не было недоразумений, записывайте все слова, которые назовёт ваш ребёнок и другой участник этого упражнения.

Переходим к следующему упражнению.

Упражнение 22

Сейчас ваш помощник произнесёт слова, которые приведены ниже, а ваша задача заключается в том, чтобы из этих слов составить несколько предложений. Итак, слова: лифт, дверь, тигр, обезьяна, играть, сосед, дрессировщик, ванна.

Сначала я попробую написать несколько предложений с этими словами, а затем вы напишете свои предложения, но чтобы в них также присутствовали эти слова.

Вчера я стоял у лифта и вдруг вижу, как медленно открывается дверь у соседа и оттуда выходит огромный тигр, а на нём сидит обезьяна. Я, конечно, испугался и побежал, но тигр с обезьяной меня догнали и стали со мной (ни за что не догадаетесь) – играть. Оказывается, наш новый сосед работает дрессировщиком, и когда он мылся в ванне, обезьяна сумела открыть дверь, ну а дальше вы уже знаете…

А теперь попробуйте вы составить несколько предложений с этими словами. Больше фантазии, больше юмора, и тогда у вас всё получится.

Упражнение 23

Если в предыдущем упражнении предлагаемые слова были несложные и из них можно было легко составить небольшой рассказ, то в этом упражнении все слова трудно стыкуются друг с другом. Это, безусловно, усложняет задачу, но эта трудность и нужна нам, чтобы заставить наш мозг работать, а следовательно, и развиваться. Итак, слова: закат, рассвет, мама, тигр, лифт, утюг, обезьяна, молоток, дверь.

Напомню: при написании предложений будьте совершенно свободны. Пишите в любом жанре, который вам больше всего нравится. Главное, чтобы в ваших предложениях присутствовали логика и смысл и чтобы их можно было интересно читать.

Упражнение 24

Переходим к следующему упражнению. Ваш помощник не спеша читает первую группу слов, через несколько секунд вы должны по памяти повторить эти слова, но обязательно в правильной последовательности. Затем помощник читает вторую группу слов, вы отвечаете, и в заключение – третья группа.

Первая группа слов: река, озеро, рыбалка, лодка, весло, волны, водоросли, рыба.

Вторая группа слов: лес, береза, тропинка, гриб, мох, медведь, брусника, болото, листья.

Третья группа слов: браслет, одежда, снег, Африка, планета, собрание, музыка, железо, ремонт.

Спорт

Если в первой и второй группе слов мы наблюдаем логическую последовательность в словах, то в третьей группе этого нет. И, естественно, третья группа слов запоминается сложнее. Но это нам и нужно. Далее я вам объясню один метод, как нужно быстро и правильно запоминать слова и фразы с помощью ассоциативной (образной) памяти.

Упражнение 25

Прочтите первую группу слов и найдите слово, которое по логике не подходит к остальным словам. Обязательно объясните своему помощнику, почему это слово не подходит к другим.

Группа 1. Настя, Катя, Сережа, Нина, Вера.

Группа 2. Карась, щука, окунь, черепаха, сом.

Группа 3. Чайковский, Моцарт, Пушкин, Рахманинов.

Набор

Группа 4. Мухомор, черника, подосиновик, белый гриб.

Группа 5. Океан, море, озеро, водохранилище.

Если вы не сможете ответить на вопрос, то в конце статьи можете посмотреть ответ. Однако помните, наша цель с помощью различных упражнений развить вашу память. Если вы сразу после прочтения упражнения будете смотреть ответ, то никакого успеха в развитии вашей памяти, не будет. То есть обязательно поупражняйтесь хотя бы минутку, «расшевелите» мозги, и это пойдёт вам на пользу.

Упражнение 26

Это упражнение уже на запоминание двух слов. Как обычно, ваш помощник медленно произносит слова, затем вы должны повторить их, но, разумеется, в правильной последовательности.

Солнечный день, голубое небо, красивый закат, громкая музыка, весел рассказ, открытая книга, глубокое озеро, хитрая лиса.

Упражнение 27

Конь

Если в предыдущем упражнении и первое и второе слово очень хорошо подходили друг к другу по смыслу, то в этом упражнении оба слова не соответствуют друг другу. Что, естественно, и усложняет запоминание этих слов.

Квадратный мяч, смешной утюг, вкусный камень, слоеный телевизор, добрый огонь, малиновая собака, горький торт, теплый лед, жидкий кирпич. .

Если с первого раза вы не сможете повторить все слова, то попробуйте ещё раз, но сначала максимально сконцентрируйте своё внимание.

Упражнение 28

Для этого упражнения нам необходимы уже три слова, но третье слово вы должны вспомнить самостоятельно. Очень внимательно послушайте первые два слова и подумайте, какое же слово необходимо дописать, чтобы смысл этих трёх слов был логически завершён. Пример: иголка – нитка – шить.

1. Краски – художник – …

2. Ружьё – охотник – …

3. Самолёт – парашют – …

4. Бумага – ручка – …

5. Рождение – жизнь – …

6. Вода – стакан – …

7. Удочка – рыбак – …

8. Твёрдое – жидкое – …

9. Мальчик – мужчина – …

Знаки

10. Девиз олимпиады: «Быстрее – выше – …»

11. Три основные фигуры в геометрии: круг – квадрат –…

12. В основном наша планета Земля состоит из трёх компонентов, а именно: земля – вода – …

13. В основном музыканты располагают тремя видами инструментов, а именно: клавишно-ударные –струнные –…

Психологи доказали, что мы загружаем наш мозг всего лишь на 8, максимум на 9%. Представляете, какой огромный свободный потенциал у нас ещё есть в запасе! Цель всего человечества постепенно увеличивать загруженность нашего мозга хотя бы до 15–16%. И это обязательно будет. С каждым десятилетием человечество умнеет (если так можно выразиться) в среднем на 0,5—0,6%.

Интеллектуальные занятия

Так как за память отвечает гиппокамп — отдел головного мозга, то большинство методик рассчитано на его развитие. У взрослого он уже окончательно сформирован, но, тем не менее, чтобы сохранить и укрепить нейронные связи между ним и остальной нервной системой, необходимы тренировки. Можете быть уверены, что попутно улучшатся ещё и внимание, и речь, и интеллект, ведь упражнения и методики будут оказывать положительное воздействие на всю кору больших полушарий.

С одной стороны, игровая деятельность адресована прежде всего детям. Однако в ряде случаев она может развить память у взрослого, если:

  • он в этом деле новичок и никогда раньше не занимался развитием памяти — начать лучше с простого;
  • он пережил тяжёлую травму (черепно-мозговую, психическую), которая привела к проблемам с памятью — её развитием и восстановлением нужно заниматься постепенно;
  • игры достаточно сложные и с ними под силу справиться далеко не каждому взрослому.

Предлагаем обзор нескольких игр, которые можно смело использовать взрослым для развития познавательных процессов.

Пятнашки

С детства знакомая многим игра, которую не стоит игнорировать и будучи взрослым. Чтобы поставить каждый номер на своё место, имея в распоряжении только один пустой квадратик, приходится напрягать и мышление (логически рассуждать), и память (запоминать различные комбинации), чтобы безошибочно просчитывать ходы.

Шахматы, нарды, шашки

Мало кто знает, что шахматы являются одним из самых эффективных способов профилактики и лечения болезни Альцгеймера, основной симптом которой — ухудшение памяти. Принцип её развития такой же, что и в предыдущей игре: нужно запоминать как можно больше комбинаций ходов, чтобы не ошибаться и выигрывать у противника.

Покер, преферанс и даже простейшие пасьянсы, которые все хоть раз раскладывали на компьютере, считаются не самыми положительными (зато типично взрослыми) и даже азартными играми. Однако у опытных картёжников всегда отличная память, острый ум и быстрая смекалка, ведь здесь тоже надо запоминать комбинации и ходы (свои и противника), чтобы победить.

Кроссворды

Текст

Взрослые любят разгадывать кроссворды. Если вы с лёгкостью за день «уничтожаете» книжку сканвордов и считаете, что этого вполне достаточно для развития памяти и мышления, ошибаетесь. Все слова у вас наверняка уже отпечатались в голове, и никакой тренировки не происходит. Вы топчетесь на одном месте.

Ребусы

Ответ: Если вас вдруг укусил крокодил, то вам достаточно сильно надавить ему на глаза, и он вас отпустит (научный факт из жизни животных).

Онлайн-игры для развития познавательных процессов:

  • Путь ниндзя;
  • Нумизмат;
  • Звездочёт;
  • Звукварь;
  • Сдвиг по вертикали;
  • Пирамидострой и др.

Скачивайте на здоровье и развиваетесь!

Если вы настроены более серьёзно и играть вам совсем не хочется, подберите специальные упражнения для развития памяти и внимания у взрослых и выполняйте их по 10-15 минут в день. Этого будет достаточно, чтобы решить самые серьёзные проблемы: от незначительных провалов до амнезии. Один из комплексов предлагаем вашему вниманию.

«Детектив»

Кто-то из домашних раскладывает перед вами 15-20 самых разных предметов. Вы внимательно изучаете их в течение 30 секунд и отворачиваетесь. За вашей спиной помощник убирает 1 или 2 предмета. Вам нужно угадать, что исчезло.

«Мнемохранилище»

Попытайтесь вспомнить по 15 писателей XIX века, тропических фруктов, математических формул, известнейших учёных, произведений Л. Н. Толстого, номеров телефонов своих родных и близких и т. д. Не дотянули до 15-ти? Ищите недостающие фрагменты, запоминайте и воспроизводите заново, пока все они не наполнят ваше «Мнемохранилище».

«Словарный диктант»

Помощник пишет на листе бумаги слова, никак не связанные друг с другом (бежать, тумба, отпуск, красивый, будильник и т. д.), и нумерует их (от 15 до 20). Вы изучаете их в течение 1 минуты, затем список убирается с ваших глаз, и вы письменно воспроизводите его в той же последовательности.

«Давайте познакомимся!»

Откладываете занятия из-за плотного графика работы и вечного цейтнота? Тогда это упражнение — именно для вас! Его можно выполнять по дороге домой или в обеденный перерыв. Выберите объект для наблюдения — это должен быть не знакомый вам человек, который находится не в движении (сидит или стоит). Изучайте его в течение 1 минуты.

Символы

«Целлюлярный токинг»

Лёгкое упражнение — но только на первый взгляд. В присутствии кого-либо (это обязательное условие) начинайте быстро и без пауз называть вслух всё, что видите вокруг. Засеките время, сколько вы смогли не делать остановки. Редко кто достигает 4 минут. Срабатывает смущение (стеснение) перед зрителем, усталость артикуляционного аппарата и клеток мозга. Чем чаще вы будете давать им такие нагрузки, тем дольше сможете продержаться.

«Писатель»

Чем-то напоминает упражнение «Словарный диктант». Помощник даёт вам 10-12 слов, никак не связанных друг с другом, вы их запоминаете и на их основе сочиняете историю. Это может быть сказка, стих или любое литературное произведение. Главное, чтобы в нём были упомянуты абсолютно все слова.

Упражнение Айвазовского

Включается практически во все комплексы упражнений мнемотехники для любого возраста, в том числе и для взрослых. Улучшает фотографическую память. Нужно выбрать для наблюдения сложную картину с большим количеством деталей (например, С. Розена «Натюрморт с фруктами и закатным пейзажем» или П. Брейгеля «Безумная Грета»). Изучайте её в течение 1,5 минуты. Затем закройте глаза или отвернитесь и постарайтесь воспроизвести её малейшие подробности.

Картина П. Брейгеля «Безумная Грета»

Нейробика

Связи

Как вы уже поняли, чтобы развивать память и мышление, нужно постоянно тренировать мозг. Это укрепляет нейронные связи и улучшает работу гиппокампа. Сделать это быстро и качественно поможет нейробика — гимнастика (зарядка) для ума. На первый взгляд может показаться, что она совершенно никак не связана с процессами запоминания и воспроизведения информации, но уже через пару недель занятий вы почувствуете, как возросли её объёмы.

  1. Старайтесь бывать в новых местах.
  2. Используйте разные эфирные масла, душистое мыло, парфюмерию, дезодоранты, освежители воздуха.
  3. Выполняйте привычные дела с зарытыми глазами (например, пылесосьте или принимайте душ).
  4. Меняйте руки: делайте иногда левой рукой то, что обычно делаете правой и наоборот.
  5. Осваивайте новые виды деятельности, получайте несколько образований.
  6. На один и тот же вопрос ищите несколько ответов.
  7. Раз в день читайте незнакомый текст на тему, далёкую от сферы ваших интересов, и пытайтесь его понять.
  8. Отключите у телевизора звук. Догадайтесь, о чём идёт речь.
  9. Привыкли всё делать быстро? Замедлите темп в 2 раза. Или наоборот.

Главная задача нейробики — создать новую обстановку для органов чувств. Это заставит мозг включить неиспользованные ранее ресурсы, в том числе разбудит и гиппокамп, отвечающий за развитие памяти.

Пальчиковая гимнастика помогает улучшить память взрослому человеку за счёт развития полушарий мозга, создания новых нейронных связей в мозге. Это ускоряет мыслительные процессы и увеличивает объём запоминаемой информации. Будьте готовы к тому, что не всё может получиться с первого раза. Тренируйтесь и результат будет налицо.

  1. Одной рукой показать фигу, другой — лайк / быстро поменять руки.
  2. На расправленную ладонь одной руки поставить сверху кулак второй / быстро поменять руки.
  3. Сесть за стол, кулаком одной руки методично по нему стучать, расправленной ладонью второй руки гладить его поверхность круговыми движениями / быстро поменять руки.

В йоге есть большое количество упражнений именно для пальчиковой гимнастики, и каждое будет работать на развитие памяти. Главное — заниматься ежедневно и постоянно усложнять задания.

Речевая зарядка

Речь самым непосредственным образом связана с памятью и мышлением. Ухудшается одно — это ведёт к проблемам и с другими процессами. Поэтому развивать нужно все эти составляющие. Лучше всего с этим справятся скороговорки. Причём детские не подойдут. Берите что посложнее. Во-первых, надо запомнить слово в слово. Во-вторых, быстро произнести — так развивается не только дикция и артикуляционный аппарат, но и память. Какие можно взять:

  1. Баркас приехал в порт Мадрас. Матрос принес на борт матрас. В порту Мадрас матрас матроса порвали в драке альбатросы.
  2. Даже шею, даже уши ты испачкал в черной туши. Становись скорей под душ. Смой с ушей под душем тушь. Смой и с шеи тушь под душем. После душа вытрись суше. Шею суше, суше уши, и не пачкай больше уши.
  3. Стаффордширский терьер ретив, а черношерстный ризеншнауцер резв.
  4. Ужа ужалила ужица. Ужу с ужицей не ужиться. Уж от ужаса стал уже — ужа ужица съест на ужин.
  5. В шалаше шуршит шелками желтый дервиш из Алжира и, жонглируя ножами, штуку кушает инжира.

Мнемотехника

Одна из самых эффективных методик для развития памяти. Основана прежде всего на ассоциациях, но использует и другие техники. Если взрослым не посчастливилось в детстве в процессе школьного обучения выучить короткие стихи для запоминания каких-то закономерностей (последовательности планет в Солнечной системе, цветов радуги / исключений из правил / математических формул и длинных десятичных дробей вроде числа Пи), самое время начать. Это существенно улучшит память и увеличит её объём.

Системы тренировок по данной методике, для всех возрастов, можно найти в нашей отдельной статье.

Упражнения для развития внимания и памяти с помощью составления кроссвордов

Первый кроссворд появился 21 декабря 1913 года в Нью-Йорке, и уже через пару лет эта занимательная головоломка покорила весь интеллектуальный мир. Любой кроссворд несёт в себе два положительных фактора. Во-первых, кроссворд великолепно развивает наш ум и память. Во-вторых, с помощью кроссвордов мы расширяем наш интеллектуальный кругозор. Отгадывание кроссвордов великолепно развивает нашу память, но ещё более полезно, если мы сами будем составлять кроссворды.

Существуют два вида кроссвордов. Первый вид имеет определённую тематику, например, музыка, медицина, спорт, наука и т.д. И второй вид составляется на общую тематику.

Предлагаю составить кроссворд на общую тематику. Для начала нам необходимо выбрать первое слово. Так как эта книга целиком посвящается развитию памяти, давайте и возьмём за основу первое слово – ПАМЯТЬ.

Упражнение 32

Теперь нам необходимо найти и записать слово по вертикали. Думаю, хорошо подойдёт слово «гамак».
Небольшая подсказка. Желательно, чтобы в местах пересечения слов были гласные буквы: а-и-о-у-ы-э. 

А теперь третье слово по горизонтали – радость. 

Сейчас будет уже немного сложнее, так как нам ещё раз необходимо соединить первые два слова, которые находятся по горизонтали.

Следующее слово несложное и очень хорошо подойдёт по горизонтали справа внизу.  

Следующее слово необходимо писать по вертикали, затем по горизонтали и т. д.

Думаю, вы уже поняли, как нужно составлять кроссворды. Теперь попробуйте самостоятельно развить наш кроссворд дальше, как минимум ещё на 6-7 различных слов. Не забудьте в конце дописать вопросы. По горизонтали: что можно развить с помощью упражнений? Ответ – ПАМЯТЬ и т. д. По вертикали: висячая кровать – ГАМАК и т. д.

Кроссворды – это отличные упражнения для развития нашего ума и памяти. Конечно, составлять кроссворды гораздо сложнее, чем просто отгадывать их. Главное, что при составлении кроссвордов наш мозг и память начинают работать гораздо продуктивнее, чем просто при отгадывании кроссвордов.

Средства

Если интеллектуальные головоломки и логические задачки не помогают, значит, с этим должен разбираться специалист.

Медикаментозные препараты

Если с памятью есть серьёзные проблемы и врач это диагностировал, он может предложить решить их таблетками. Существует целый ряд препаратов, улучшающих мозговое кровообращение и способствующих развитию мышления и памяти. Самые известные: Ноопепт, Ноотропил, Глицин, Фенибут, Пирацетам, Тенотен и другие ноотропы, адаптогены, антиоксиданты, антидепрессанты.

Иногда могут прописать отдельные витамины, которые способствуют улучшению и развитию памяти: C, D, E, практически вся группа B. Они собраны и в поливитаминных комплексах, разработанных специально для мозга.

Взрослым можно пропить курс биодобавок, но насчёт их эффективности вам никто не даст гарантию. Хотя неплохие препараты для развития познавательных процессов выпускают Doppelherz (Германия), Эвалар (Россия), Solgar (США).

Народные средства

Упражнения на развитие памяти

То же самое касается народных средств. Они не развивают память. Но, активируя мозговое кровообращение, нормализуя давление и улучшая в целом самочувствие, способствуют тому, что взрослые начинают быстрее и качественнее (без ошибок) запоминать и воспроизводить гораздо большие объёмы информации. Такими свойствами обладают настои и отвары из цветков клевера лугового, листьев пустырника сердечного и полыни горькой, корней девясила высокого, коры рябины красной, плодов шиповника.

Однако с народными средствами следует быть предельно осторожными, так как при наличии хронических заболеваний они могут вызвать их обострение или побочные эффекты.

Упражнения для развития внимания и памяти с помощью рисунков

Летом 1825 года на юге Франции была обнаружена пещера, на стенах которой были нарисованы рисунки, написанные ещё пещерными людьми. И только через 17 лет с помощью различных химических анализов удалось установить точную дату этих рисунков. Оказалось, что этим древнейшим рисункам более 30000 лет. Это говорит о том, что из всех видов искусства человечество сначала познакомилось с искусством живописи, и только много позже с остальными видами, такими как песня, танец, музыка и скульптура.

Пещерный человек в первую очередь рисовал то, что его окружало и от чего зависела его жизнь. Это были различные животные, птицы, сцены из охоты и, конечно же, соплеменники. В качестве красок первые художники использовали земляную охру, марганец и уголь из костра.

Есть такое крылатое выражение: «Чтобы увидеть картину, нам нужны только глаза, но чтобы понять её, необходимы ум, мышление и память». Сейчас вам будут предложены несколько упражнений с рисунками, которые также прекрасно развивают ум, внимание и память.

Упражнение 33

В этом упражнении присутствуют всего лишь два рисунка, а именно весёлое и грустное солнце.

Сейчас ваш помощник в течение нескольких секунд покажет вам коллекцию из этих солнц, которая предложена ниже. Затем вы должны по памяти назвать или нарисовать на бумаге все виды солнц, но в правильной последовательности. 

Развитие памяти - тренировка

Упражнение 34

Это упражнение немного сложнее предыдущего, так как здесь добавится ещё один рисунок, ещё одно солнце, и назовём его нормальное солнце. Условие этого упражнения абсолютно одинаково с предыдущим. В течение какого-то времени вы смотрите на 12 различных видов солнц, а затем на листе бумаги рисуете эти рисунки, но в правильной последовательности.

Если вы не смогли выполнить это упражнение с первого раза, то советую сделать небольшой перерыв в течение 5-6 минут, а затем попробуйте выполнить ещё раз.

Упражнение 35

1. Что ты видел на первом плане на этом рисунке (открытке или фотографии)?

2. Что было нарисовано (или сфотографировано) вверху справа? Внизу слева?

3. Были ли на картине (фотографии) изображены деревья, цветы, животные или птицы? Если да, то перечисли.

4. Что ты чувствуешь, глядя на этот рисунок (фотографию)?

5. Какое название ты бы дал этой картине или фотографии?

Секреты фитнеса мозга, игры, задачи, тренировки, курс, упражнения

Затем достаньте другую открытку, фотографию или рисунок и повторите это упражнение ещё раз.

Упражнение 36

Ваш помощник в течение нескольких секунд показывает вам 12 различных рисунков, которые вам будут предложены ниже, затем закрывает их листком бумаги. Ваша задача — нарисовать эти рисунки по памяти, но в правильной последовательности. Если вы не умеете рисовать, то опишите словами. Однако будет более правильно, если вы всё-таки попробуете их нарисовать.

В свободных клетках нарисуйте или напишите ваши ответы.

Упражнение 37

Развитие памяти и внимания у детей: 66 упражнений

Попросите вашего помощника разложить на столе 15 открыток или фотографий с различными изображениями. Но разложить надо так, чтобы в каждом ряду было по 5 открыток или фотографий. Посмотрите на них какое-то время, далее помощник накрывает их платком или газетой. Затем он задаёт вам вопросы, например, какая открытка или фотография расположена в верхнем ряду справа?

Вы должны кратко описать, что на ней изображено. Следующие вопросы вашего помощника: какая открытка (фотография) расположена в нижнем ряду слева? В среднем ряду в центре? В верхнем ряду слева? И так далее. Желательно задать 9–10 различных вопросов. Знаю по опыту, в этом упражнении часто допускают ошибки. Ничего страшного.

Попробуйте ещё раз повторить это упражнение, но сначала сконцентрируйте своё внимание.

Упражнение 38

Для этого упражнения нам необходимо уже 16 различных открыток или картинок из журналов и газет. Обязательное условие: все открытки и рисунки по тематике должны быть совершенно разные – люди, природа, машины, звери, реки, горы, птицы и т.д. На каждой открытке или картинке необходимо написать номера от 1 до 16.

Ваш помощник показывает вам открытки в течение определенного времени. Затем вы отворачиваетесь и помощник называет цифру от 1 до 16. Ваша задача состоит в том, чтобы вспомнить, какая открытка или рисунок соответствует названному номеру, и кратко описать содержание этой открытки или картинки. Чтобы выполнить это сложное упражнение, должна быть максимальная концентрация внимания и не забудьте про ассоциации, с которыми я вас ознакомил в предыдущих упражнениях.

И в заключение необходимо отметить следующее. Чем раньше дети начнут нагружать свой мозг интеллектуально, выполняя различные упражнения для развития ума и памяти, тем быстрее они разовьют сообразительность, быстроту мышления и отличную память. В истории человечества были случаи, когда по тем или иным обстоятельствам ребёнок был оторван от цивилизации.

И когда он вновь попадал в нормальную человеческую среду, через какое-то время он достигал интеллектуального уровня своих сверстников. Приведём один интересный случай. Несколько лет назад одна семья из Испании решила провести свой отпуск в Африке, в загадочной стране Заир. Во время похода в джунгли их пятилетний сын Хуан потерялся.

Когда родители и их гид готовили обед, маленький Хуан решил прогуляться. Достаточно было нескольких минут, чтобы мальчик заблудился. Он шёл, пока не наткнулся на небольшую группу горилл. Как известно, гориллы очень хорошие и терпеливые родители. Они приняли плачущего малыша в свою группу. Кормили, поили его, оберегали от хищников, и так продолжалось 3 года.

Развитие памяти и внимания у детей: 66 упражнений

Только лесорубам удалось вновь вернуть Хуана в мир людей. Итак, Хуан три года был оторван от человеческой цивилизации. Он не мог разговаривать, а издавал только гортанные крики. Не мог прямо ходить и передвигался, как гориллы, на четвереньках. Не умел сидеть на стуле, всё ел руками. Однако благодаря огромной помощи родителей и психологов через два года он уже мог разговаривать. Через три года нормально разговаривать и читать. Через пять лет Хуан по уровню развития догнал своих сверстников.

Рекомендации

Специалисты также дают полезные советы взрослым, которые планируют развитие памяти.

  1. Старайтесь при первой возможности напрягать мозг. Изучите новый иностранный язык, запишитесь на курсы по вождению и т. д.
  2. Смотрите интеллектуальное кино, посещайте необычные художественные выставки.
  3. Знакомьтесь чаще с людьми, больше общайтесь, налаживайте связи — займитесь нетворкингом.
  4. Больше читайте, отдавайте предпочтение классике.
  5. Научитесь управлять своими эмоциями, не давайте пустым переживаниям и нервозу взять над вами верх.
  6. Используйте всем известные способы улучшения мозгового кровообращения: как можно больше наслаждайтесь свежим воздухом, занимайтесь спортом, освойте дыхательные гимнастики.

Если хотите, чтобы все выше описанные методы работали, старайтесь придерживаться этих рекомендаций.

Упражнения для развития внимания и памяти с помощью различных фигур

Предлагаю начать эту группу упражнений с геометрических фигур, так как они нам хорошо знакомы с детских лет. Геометрия в переводе с древнегреческого языка означает «измеряю землю». Геометрия зародилась в Древнем Египте 3700 лет назад, и первым толчком для её создания, как это ни странно, стала река Нил.

Упражнение 39

Для этого упражнения нам необходимы всего лишь две геометрические фигуры – треугольник и круг. Задание состоит в следующем. Ваш помощник медленно называет фигуры: треугольник, круг, круг, круг, треугольник, треугольник, круг и т. д. Затем вы должны повторить названные фигуры в правильной последовательности.

Упражнение 40

Для этого упражнения нам необходимо добавить ещё одну геометрическую фигуру – квадрат.

Условие выполнения этого упражнения точно такое же, как и в предыдущем упражнении, но только фигур здесь будет больше.

Как известно, в геометрии множество различных фигур и с каждым годом их становится всё больше и больше. Однако существуют три «главные» геометрические фигуры – треугольник, круг и квадрат. После этих трёх часто употребляемых в геометрии фигур следует прямоугольник. И вот сейчас вам будет предложено упражнение, которое состоит уже из четырёх геометрических фигур – треугольника, круга, квадрата и прямоугольника.

Упражнение 41

Как обычно, сначала посмотрите и запомните предлагаемые фигуры. Затем закройте их листом бумаги и на другом листе начертите то, что вы запомнили.

Упражнение 42

Для следующего упражнения вновь возьмём хорошо знакомые нам фигуры – треугольник и круг. Но в одном случае треугольник будет пустой, а в другом закрашенный. То же самое и с кругом. Повторю ещё раз, все эти упражнения вы можете выполнять как с вашим помощником, так и одни. Сначала смотрите на фигуры, запоминаете их какое-то время.

Упражнение 43  

Следующее упражнение мы немного усложним, так как добавим ещё одну фигуру – прямоугольник. В первом варианте прямоугольник будет пустой, а во втором варианте закрашенный.

Упражнение 44 «Кошка»

А сейчас вам будут предложены несколько упражнений, где вы должны выявить в себе творческие возможности. Для этого упражнения вам предлагаются 20 различных геометрических фигур. Попробуйте из этого «строительного материала» собрать кошку. Комбинируйте различные варианты из треугольников, квадратов, кругов и линий, чтобы в итоге получилась кошка. Разумеется, все эти варианты нужно выполнять на другом листе бумаги.

Упражнение 45 «Ракета»

В вашем распоряжении 9 различных геометрических фигур. Подумайте и составьте из них ракету.

Упражнение 46 «Тележка с ёлками»

Ну и, наконец, последнее упражнение с геометрическими фигурами.

Вам предлагаются 15 различных геометрических фигур, попробуйте из них собрать тележку с ёлками.

Развитие памяти и внимания у детей: 66 упражнений

Если после построения тележки с ёлками или другого упражнения, у вас останутся лишние части (фигуры), то посмотрите правильное решение в ответах.

К каждому упражнению относитесь очень серьёзно независимо, к какой группе относится это упражнение — к буквам, цифрам, словам, рисункам или геометрическим фигурам. Все эти упражнения великолепно развивают внимание и память. Все предлагаемые вам упражнения были проверены мною на моих детях и многочисленных учениках.

Во-первых, если какое-то упражнение для вашего сына или дочери окажется сложным, то немного помогите им. Помощь должна быть оказана в форме подсказки, или задайте несколько наводящих вопросов. Это очень важно.

Во-вторых, никогда не ругайте детей, если они долго «возятся» с каким-либо упражнением. Я считаю, что главное во время выполнения упражнения не скорость, а его правильное решение.

В-третьих, чаще хвалите ваших детей за правильно выполненное упражнение. Это будет стимулировать их к следующим заданиям.

А теперь переходим к упражнениям с нестандартными фигурами. Если геометрические фигуры вам действительно хорошо знакомы с детских лет, то нестандартные фигуры потребуют от вас более сильной концентрации внимания, так как они вам малознакомы, а некоторые фигуры совсем незнакомы. Но это и хорошо для вашего мозга, а следовательно, полезно и для развития вашей памяти.

Развитие памяти и внимания у детей: 66 упражнений

Сейчас вам будут предложены 25 различных нестандартных фигур. Ваша задача состоит в том, чтобы запомнить, как выглядят эти фигуры и как они называются. После того как вы просмотрите и запомните все фигуры и их названия, сделайте следующее. Возьмите лист бумаги, закройте им название первой фигуры (но саму фигуру не закрывайте) и, глядя на фигуру, попробуйте вспомнить её название, а затем напишите на листе.

Упражнение 47

Последние две фигуры не имеют названия. Посмотрите на эти странные фигуры, подумайте, какие названия к ним подошли бы, и подпишите ваши названия под фигурами.

Упражнение 48

Это упражнение абсолютно одинаково с предыдущим, но только с той разницей, что выполнять его надо наоборот. То есть сейчас листком бумаги вам необходимо закрыть фигуру 1 и по названию этой закрытой фигуры вспомнить, как она выглядит, а затем на другом листе начертите её. Далее закрываете фигуру 2 и по названию вы должны также вспомнить, как она выглядит, а затем начертите или нарисуйте её на листе бумаги. И так далее до последней фигуры.

Упражнение 49

Посмотрите какое-то время на предлагаемые выше фигуры. Затем закройте их листком бумаги и ниже, в свободных клетках, карандашом начертите (нарисуйте) их, но, разумеется, в правильной последовательности. Если вы ещё вспомните, как называются эти фигуры и подпишете названия под фигурами, то будете совсем молодцы.

Упражнение 50

Это упражнение похоже на предыдущее, но только в два раза сложнее его, так как здесь не 12, а уже 24 различные фигуры. Перед началом этого упражнения постарайтесь максимально сконцентрировать своё внимание, и тогда у вас всё получится.

Ещё раз очень внимательно посмотрите на эти нестандартные фигуры. Теперь закройте их листом бумаги и попробуйте ниже, в свободных квадратах, начертить (нарисовать) их.  

Не забудьте также написать и название данных фигур. Это упражнение сложное, на разработку его мне пришлось потратить несколько дней, зато оно очень продуктивное. Из 53 моих учеников полностью это упражнение смогли выполнить только 28 человек. Однако нельзя развить память на одних лёгких упражнениях.

Упражнение 51

Посмотрите какое-то время на квадраты и точки, которые находятся в них. Запомните расположение точек в каждом квадрате. Затем закройте это упражнение листом бумаги и ниже, в свободных квадратах, начертите карандашом то, что вы запомнили. В последних двух квадратах точек нет. Нарисуйте, пожалуйста, точки самостоятельно, как вы пожелаете, но не более 6 точек в каждом квадрате.

Упражнение 52

Это упражнение с точками сложнее предыдущего, так как точки будут располагаться и в квадратах, и в кругах. И вторая сложность — количество точек будет увеличено. 

Ещё раз максимально внимательно посмотрите на круги, квадраты и точки, которые расположены в них. Затем закройте их листом бумаги и на другом листе начертите то, что вы запомнили. И не забывайте про ассоциации. Посмотрите, первая фигура похожа на знак радиации. Вторая фигура – это глаза. Третья – лестница, четвёртая фигура – просто точка, пятая – светофор и т. д. Будет просто отлично, если вы ещё запомните, как располагаются эти точки в квадратах и кругах (а именно, в какой последовательности).

И в заключение этой серии заданий хочу предложить вам несколько упражнений со спичками. Но сначала мне хотелось бы рассказать вам об истории спичек.

Прежде чем в руках человека вспыхнул огонь спички, прошло несколько сотен тысяч лет, а также пронеслось огромнейшее количество различных событий.

Примерно 600000 лет тому назад люди жили без огня. Вернее, огонь был в виде горящего дерева, в которое ударила молния. Или извержения вулкана, после которого горело уже не одно дерево, а полыхали целые леса. И, естественно, люди боялись огня, так как для них он представлял смертельную опасность. И вот однажды наш далёкий предок, идя в лес на охоту, вдруг учуял приятный запах.

Он пошёл туда, откуда доносился этот запах, и наткнулся на почти сгоревшее от молнии дерево, а под ним лежала обгоревшая туша оленя. Он попробовал это жареное мясо, и оно ему понравилось. На его крик сбежались соплеменники, которые также с удовольствием полакомились вкусным мясом. После сытного обеда нашёлся один храбрец, который не побоялся взять с собой горящую ветку.

Но прошло ещё много тысяч лет, прежде чем люди научились добывать огонь самостоятельно. Сначала это были два сухих кусочка дерева, при трении друг о друга они нагревались настолько, что происходило их самовозгорание. Таким способом люди добывали огонь почти 400000 лет. И только 3500 лет назад люди придумали огниво, которое прослужило человечеству до начала XIX века.

В 1812 году немецкий аптекарь Людвиг Шапсель изобрёл первые самозажигающиеся спички. Конечно, эти первые спички были громоздки и очень опасны, но тем не менее это были уже спички. Весной 1830 года молодой французский химик Шарль Сориа изобрёл уже фосфорные спички. Они были лучше по качеству, но всё равно представляли опасность. И вот наконец в 1855 году шведский химик Йохан Лундстрем придумал безопасные спички, которыми мы пользуемся и сегодня.

Книги

  1. Букин Д. Развитие памяти по методикам спецслужб.
  2. Бьюзен Т. Усовершенствуйте свою память.
  3. Думчев А. Помнить все. Практическое руководство по развитию памяти.
  4. Кавашима Р. Тренируй свой мозг. Японская система развития интеллекта и памяти.
  5. Кац Л. Не дай своим мозгам засохнуть. 83 упражнения нейробики.
  6. Лоберг К., Байстер М. Быстрый ум. Как забывать лишнее и помнить нужное.
  7. Мюллер С. Вспомни всё: секреты суперпамяти. Книга-тренажёр.
  8. Пугач Ю. К. Развитие памяти. Система приемов 126 упражнений по развитию памяти.
  9. Сайп Р. Развитие мозга. Как читать быстрее, запоминать лучше и добиваться больших целей.
  10. Фоер Дж. Эйнштейн гуляет по луне. Наука и искусство запоминания.

Развитием памяти нужно заниматься не только детям, но и взрослым. Все вышеназванные способы позволят приостановить процессы старения, которые приводят к её ухудшению. Они смягчают или вовсе устраняют пагубные последствия нездорового образа жизни, черепно-мозговых травм, тяжёлых инфекционных заболеваний и других вредных факторов, из-за которых гибнут клетки головного мозга и рушатся нейронные связи. Всего 10-15 минут ежедневных тренировок и всё это можно минимизировать, чтобы уже к 40 годам не страдать от старческого склероза.

Упражнения для развития внимания и памяти с помощью комбинированных упражнений

Думаю, что с помощью предыдущих упражнений ваши ум и память развились достаточно хорошо, чтобы приступить к более серьёзным и сложным упражнениям. Напомню, что нельзя учиться на одних лёгких и даже средних упражнениях. Человеческий ум и память начинают плодотворно работать и развиваться только тогда, когда есть над чем серьёзно сконцентрироваться. Упражнения, которые вам будут предложены ниже, относятся именно к сложной категории.

Упражнение 62

В этом упражнении вам необходимо сделать следующее. Какое-то время вы смотрите на буквы, цифры и слова. Затем закрываете их листком бумаги и ниже, в свободных клетках, пишете всё то, что вы запомнили. Советую писать ваши ответы карандашом, чтобы неправильный ответ можно было исправить.

Развитие памяти и внимания у детей: 66 упражнений

Теперь закройте таблицу листком бумаги и ниже напишите ваше решение.

Упражнение 63

Это упражнение будет сложнее, так как мы добавим сюда различные рисунки. Как и в предыдущем упражнении, посмотрите внимательно на буквы, цифры, слова и рисунки.

Затем таблицу закройте листком бумаги и ниже напишите всё то, что вы запомнили, но в правильной последовательности.

Упражнение 64

Вы уже знаете, что я негативно отношусь к тому, чтобы выполнять упражнения за строго определённое время. Но это упражнение, которое сейчас вам предстоит решать, исключение из правил. Для нахождения определённых геометрических фигур и букв вам даётся только 22 секунды. И как только эти 22 секунды истекут, ваш помощник должен сказать: «Стоп».

Итак, условие этого упражнения. В течение указанного выше времени вы должны сосчитать, сколько здесь находится квадратов и букв А. Далее в течение следующих 22 секунд вы должны сосчитать, сколько здесь находится треугольников и букв В. Затем также за 22 секунды сосчитайте, сколько находится кругов и букв С.

После того как вы закончите это упражнение, сравните ваши решения с ответами. Далее переходим к следующему упражнению.

Упражнение 65

Предпоследнее упражнение мы также усложним. Как всегда, сначала смотрите некоторое время на всё, что изображено в упражнении, затем ниже напишите и нарисуйте всё то, что вы запомнили.

Ещё раз максимально внимательно посмотрите на это упражнение. Теперь закройте листом бумаги и ниже, в свободных клетках, карандашом напишите ваше решение.

Не забывайте, сложные упражнения желательно повторять 3-4 раза в неделю, а ещё лучше 5-6 раз.

Упражнение 66

Последнее упражнение самое сложное. Сложность заключается в том, что в этом упражнении одновременно вам встретятся буквы, цифры, слова, рисунки, геометрические и нестандартные фигуры. Не отчаивайтесь, если это упражнение у вас сразу не получится. Терпение и труд, труд и терпение, и тогда, безусловно, к вам придет успех. И не забывайте про два «волшебных» слова, это максимальная концентрация внимания и ассоциации во время работы над каким-либо упражнением.

Условие этого упражнения вы уже знаете, но тем не менее я напомню. Как можно внимательнее посмотрите на геометрические фигуры и что в них находится. Затем закройте все фигуры листом бумаги и на другом листе начертите (нарисуйте) всё то, что вы запомнили.

Развитие памяти и внимания у детей: 66 упражнений

Так как это упражнение действительно очень сложное, то предлагаю самое начало данного упражнения начать вместе, используя ассоциации. Посмотрите на первый знак и букву, написанную внутри знака. Что напоминает вам этот знак? Мне лично он напоминает треугольный автобус. Вы можете мне возразить и сказать, что в нашей жизни не бывает треугольных автобусов. Да, всё правильно, в жизни не бывает. Но чем смешнее, чем фантастичнее будут ваши ассоциации, ваши фантазии, тем быстрее вы это запомните.

Итак, первый знак – это треугольный автобус. Второй знак может ассоциироваться со змеей с рогами. Если бы змея была не рогатая, то она бы не запомнилась, потому что это обычно. Но так как наша змея необычная, с рогами, то она вам и запомнится надолго.

Но не забудьте, змея с рогами находится в стеклянном шаре. Третий знак запомнить очень просто, это светофор в квадрате. Четвёртый знак вы запомните быстро, потому что самое дорогое слово на свете (дороже не бывает) – мама. И так далее. То есть прежде чем запоминать фигуры с различными знаками, вы должны мысленно каждую фигуру представить в каком-то образе. Так легче и быстрее запоминается.

И в заключение этого упражнения хочу сказать следующее. Если со временем вы выполните это сложнейшее упражнение от начала и до конца без ошибок, то можете смело идти учиться на разведчика. Потому что ваш ум, ваша память будут на очень и очень высоком уровне.

Ответы к упражнениям

Ответ к упражнению 11

В верхнем ряду после каждой цифры надо прибавлять 2.

В среднем ряду после каждой цифры надо прибавлять 3.

В нижнем ряду после каждой цифры надо прибавлять 4.

Ответы к упражнению 25

Развитие памяти и внимания у детей: 66 упражнений

Группа 1. Сережа.

Группа 2. Черепаха

Группа 3. Пушкин

Группа 4. Черника

Группа 5. Водохранилище

Ответы к упражнению 28

1. Художники-любители говорят рисовать, а профессионалы — писать картину.

Развитие памяти и внимания у детей: 66 упражнений

2. Стрелять.

3. Прыгать.

4. Писать.

5. Смерть.

6. Пить.

7. Рыбачить.

8. Газообразное.

9. Дедушка.

10. Сильнее.

11. Треугольник.

12. Воздух.

13. Духовые.

Автор статьи – Цветке Вальдемар.

Развитие памяти и внимания у детей: 66 упражнений

Рекомендую прочитать его книгу: «Как развить ум и талант у подростков. Самые эффективные упражнения и советы».

Это интересно