Наука лени. Как правильно лениться, не зарастая при этом мхом: объясняет психолог — Нож

Наука лени. Как правильно лениться, не зарастая при этом мхом: объясняет психолог — Нож

Наука лени. Как правильно лениться, не зарастая при этом мхом: объясняет психолог — Нож
СОДЕРЖАНИЕ

Это лень. Но это не плохо

Противоречивое отношение к лени свойственно человечеству с древних лет. Так, в поэме Гесиода «Труды и дни», датированной примерно 700 г. до н. э., встречаются как порицающие ее строки: «Боги и люди по праву на тех негодуют, кто праздно жизнь проживает, подобно безжальному трутню», — так и явное сожаление об утраченном некогда идеале вечного отдыха: «В прежнее время людей племена на земле обитали, горестей тяжких не зная, не зная ни трудной работы…»

В психологической науке не сложилось однозначного взгляда ни на природу лени, ни на ее роль в жизни человека. Американский психолог Гордон Олпорт описывает леность как одну из ключевых личностных характеристик — антипод трудолюбия, которая может быть свойственна человеку так же, как рациональность или мечтательность, аккуратность или небрежность и т. п.

https://www.youtube.com/watch?v=ytdevru

В быту за лень часть принимают целый ряд физиологических и психологических состояний: например, человек целыми днями занимается необременительными делами — ест, спит, читает, смотрит видеоролики или сериалы, а то и просто лежит и смотрит в стену. Если ему приходится всё же выполнять бытовые или рабочие обязанности, он делает это с явным усилием и нередко жалуется на усталость.

В такие моменты не стоит спешить с упреками и «мотивирующими пинками»: возможно, за «бездельничанием» скрывается одно из распространенных нарушений, в том числе:

  • депрессия — стойкое расстройство эмоциональной регуляции, выраженное в подавленном настроении, апатии, снижении интереса к жизни, продолжающихся в течение длительного времени;
  • астенический невроз — патологическое состояние психики, проявляющееся в высокой утомляемости даже при небольших нагрузках и отсутствии чувства бодрости даже после длительного отдыха;
  • абулия — психопатологический синдром, заключающийся в отсутствии или сильном снижении способности к волевой регуляции, вызванной органическими нарушениями в головном мозге;
  • анемия — снижение количества эритроцитов или содержания гемоглобина в крови, нарушающее снабжение органов и тканей кислородом и вызывающее субъективное чувство постоянной слабости и упадка сил;
  • гипотиреоз — недостаточная выработка гормонов щитовидной железы, среди симптомов которой отмечаются сонливость, вялость, снижение физической выносливости; и др.

Кроме того, под маской «лени» могут скрываться и психологические реакции на внешние стимулы. Так, упорное нежелание приниматься за вроде бы нужное и важное дело (например, поход к врачу) может объясняться тем, что человек таким образом привык справляться со стрессом: в психологической литературе его называют «избеганием».

Если сам факт выполнения деятельности (например, лечение зуба) или ожидаемый от нее эффект (например, выявление неизлечимого заболевания) пугают и нервируют, то «оттягивание» болезненных переживаний, прячущееся за словами «мне неохота», может быть попыткой «убежать», закрыться от негативных переживаний.

Еще одно состояние, внешне сходное с ленью, — прокрастинация, то есть постоянное откладывание дел «на потом», представляющее собой один из адаптивных механизмов психики.

Слово «лень», однако, далеко не всегда употребляется в негативном ключе. Явное свидетельство тому — многочисленные мемы, шутки и даже целые интернет-сообщества, развивающие своеобразный «культ лени».

Самосбывающееся пророчество

Один из часто встречающихся механизмов формирования паттерна поведения, который мы называем «ленью» — так называемый сценарий «самосбывающегося пророчества». Человеческая психика чрезвычайно зависима от социального взаимодействия: через общение с другими людьми мы не только усваиваем культурные ценности и нормы, но и познаем самих себя, отталкиваясь от обратной связи окружающих людей. Таким образом формируется представление о собственном «я» («я-концепция»), на котором базируются практически все поступки и действия личности.

https://www.youtube.com/watch?v=ytadvertiseru

Процесс формирования «я-концепции» непрерывен в течение всей жизни, но особенно важный его период — дошкольный и младший школьный возраст. В силу особенностей детского восприятия, замечания взрослых или сверстников о личности или характере ребенка часто принимаются им как объективные факты, без фильтрации и критического анализа.

Если окружающие манипулируют чувством вины ребенка или ранимого взрослого, формируя токсичное чувство стыда за проявления «лени»: «Как тебе не совестно без дела болтаться! Пошел бы матери помог (уроки выучил, денег заработал — нужное подставить)», — происходит реактивное искажение «я-концепции».

Это интересно